?

Log in

No account? Create an account
Мысли о квадратном кадре или какой формат изображения выбрать - Николай Рыков [entries|archive|friends|userinfo]
Николай Рыков

[ website | Фото и видео агентство VOSTOK ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мысли о квадратном кадре или какой формат изображения выбрать [июл. 11, 2009|05:18 pm]
Николай Рыков
[Tags|]

Originally published at | .: Фото Заметки Путешественника :. |. You can comment here or there.

Решил опубликовать несколько необычное сообщение, не свойственное моему фотоблогу. На эти мысли меня натолкнул вопрос одного из читателей, который прозвучал следующим образом: “Я на пороге покупки среднеформатника, своего первого и неповторимого, и мне здорово пригодился бы совет вот про что: какой формат все же выбрать? Мне также не до конца понятен тезис про то, что квадрат стимулирует композицию. Анселю Адамсу нравился квадрат за отсутствие необходимости переворачивать камеру. Он просто подрезал кадр, в зависимости от ситуации. ТАк вот, чем же хорош квадрат и чем он с практической и художественной стороны лучше, например, 6х9 или 6х7?”
Действительно, квадрат - это абсолютно уникальная геометрическая фигура, которая, на мой взгляд, существенно стимулирует фотографа к творческому подходу в фотосъемке, и я постараюсь объяснить почему.

Этот вопрос очень интересный и не простой, для его разъяснения мне необходимо будет разделить форматы изображения на две принципиально разные группы: компоновка кадра в прямоугольник (6х4.5см 6х7 6х9 6х12 и т.д.) и квадрат (6х6см). Я специально не буду рассматривать техническую составляющую вопроса, приняв за данность то, что любое среднеформатное изображение имеет очень высокое качество, которое полностью нас удовлетворяет независимо от длины большей стороны негатива, будь то хоть 6х12см или 6х4.5см.
Прямоугольный формат очень прост и понятен для обывателя, в него удобно «влезает» человек по центру кадра, не расходуется лишняя пленка, просто купить рамку в магазине, не придется переплачивать за печать в фотолаборатории. Человеческая жизнь целиком и полностью заполнена прямоугольными изображениями: телевидение, кино, изображение на мониторе, журналы, газеты, книги, - все это вещи, которые имеют исключительно прямоугольный формат с не равными по размерам сторонами. В общем, что тут скажешь!? - прямоугольник все любят за удобство, даже комнаты в квартирах у нас как правило строго прямоугольные.

Что же такое прямоугольник в творческих видах съемки? Это прежде всего стереотипы мышления, привитые нам поколениями. Нам гораздо проще выстроить композицию кадра в прямоугольнике просто потому, что на протяжении всей своей жизни мы видели и видим ежедневно примеры миллионов прямоугольных изображений. С одной стороны это хорошо - нам проще сделать удачный кадр, с другой стороны фотограф начинает мыслить шаблонами, выдавая в качестве результата средненькую какашку - не плохую и не хорошую, зато очень стабильно (: Результат съемки отчасти предсказуем тем, что мы пользуемся общепринятым и заведомо понятным форматом изображения.

Теперь попробуем разобраться с тем, что представляет собой квадрат.
Для этого необходимо задать себе несколько правильных вопросов. Какая геометрия сопровождает человечество с начала рождения и будет сопровождать его до конца? Какая геометрическая форма могла положить начало интеллектуальной деятельности человека? Это КРУГ. Солнце - единственная геометрическая фигура, которая неизменно присутствует во всех науках и религиях человечества. Круг, на мой взгляд, является главной системообразующей формой в нашем мире. А квадрат - это по сути упрощенная форма круга, адаптированная для понимания человека. Квадрат - это человеческое описание круга, то есть первая и самая главная геометрическая производная, полученная непосредственно умом человека и полностью отсутствующая в материальном мироздании. Работая с квадратом как композиционной основой, мы работаем с самой первой формой, положившей начало человеческому описанию мира. Квадратное изображение - это попытка отказаться от принятых стереотипов мышления в пользу абсолютного творчества. Квадратное изображение гораздо труднее поддается компоновке, однако заставляет фотографа мыслить.

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: jattar
2009-07-11 04:15 pm
помню из детства: ромб, это квадрат со сторонами 2 на 3 :)

мне кажется, придание большого значения рамкам кадра не есть правильно. Это относится и к печати с рамочкой и к тому чтобы биться головой о квадрат 6*7 или 2*3.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: nikolapic
2009-07-11 09:53 pm
Если биться головой то разницы, конечно, нет, однако, фотография в первую очередь начинается с композиции кадра.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-12 05:38 am
>>фотография в первую очередь начинается с композиции кадра.

фотография в первую очередь начинается с сюжета

композиция имеет отношение к удержанию внимания зрителя, и формат кадра далеко за скобками остаётся.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolapic
2009-07-12 06:59 pm
Вероятно, вы не совсем правильно понимаете разницу между сюжетом и композицией кадра.
Сюжет это то, что существует в нашем материальном мире, а композиция это ваш личный и абсолютно уникальный взгляд на порядок вещей, который и является фактором, притягивающим зрителя.

Приведу простой пример двух снимков с абсолютно идентичным сюжетом – человек идет по лестнице.
На первом снимке видение сюжета простым смертным:


Фотография не представляет ни малейшего художественного интереса. Это просто фиксация момента.

А вот снимок выполненный Александром Родченко:



Разницу чувствуете? Эта разница называется композиция!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-12 07:27 pm
не... это вы не совсем правильно понимаете разницу :)

>>Сюжет это то, что существует в нашем материальном мире, а композиция это ваш личный и абсолютно уникальный взгляд на порядок вещей, который и является фактором, притягивающим зрителя.

это очень романтичный взгляд на вещи но он не соответствует действительности.

если провести параллель с детективом, сюжет это - кто куда пошел что сделал, а композиция то что заставляет читать книжку а не слушать пересказ соседа - а но туда, а тот его... :) без сюжета читать будут слабо, даже если красиво написано, как и без того что удерживает внимание, без композиции.






(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-12 07:37 pm
>>пример двух снимков с абсолютно идентичным сюжетом

вы путаете сюжет, и то что изображено на снимке.

на данном примере сюжет, отсутствует в обоих картинках, если говорить о композиции, как о чём-то удерживающем внимание* то она скорее присутствует на первом снимке, но он малоконтрастен и поэтому плохо читается.

*если отбросить много много слов которые написанны и сказаны про композицию, композиция - это способ удержания внимания, способ заставить взгляд как можно дольше оставаться на картинке.

*
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolapic
2009-07-12 09:13 pm
В таком случае вы сами себе противоречите. Если на этих фотографиях отсутствует сюжет, то что же тогда остается !? Ведь, по-вашему, мнению сюжет является главной составляющей художественного снимка. Или фотографии Родченко вы считаете не художественными?

Поймите меня правильно, я просто хочу понять вашу точку зрения. Пока что ваша логика для меня не доступна.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-12 09:42 pm
>>Если на этих фотографиях отсутствует сюжет, то что же тогда остается !?

шлак.

>>Ведь, по-вашему, мнению сюжет является главной составляющей художественного снимка.

слово художественного я не употреблял, и думаю не стоит его употреблять вовсе потому что оно сложно формализуемо. То есть понятие "художественно" скорее социально нежели имеет отношение к произведению и его восприятию. К восприятию вне конформизма

>>Или фотографии Родченко вы считаете не художественными?

Я считаю?
творчество(фото и прочий суприматизм) Родченко терпеть не могу, но пр этом признаю его место в культуре, и истории. Так же как место Уорхола, и тех кто сейчас рисует кровью и калом.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-12 07:52 pm
продолжим
>>На первом снимке видение сюжета простым смертным:

автолевелс+ступеньки притенил.

мне не нравится выражение "простой смертный", так вот на фотографии "простого смертного" присутствует прямая и обратная перспектива, обратная перспектива в цвете движение от тёплого к холодному и прямая геометрическая, обьекты: головы фонарь и направление взгляда свещенника находятся в центрах золотого сечения* кадра. Та что я бы сказал что "простой смертный" обладает вИением, хотя с техникой не очень дружит. У Родченко только ритм и попытка наклоном скомпенсировать обратную тональную перспективу на ступеньках.

*золотое сечение очень сомнительный композиционный приём


(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolapic
2009-07-12 09:15 pm
>> *золотое сечение очень сомнительный композиционный приём

Ну а эта фраза меня окончательно со стула повалила...
Я не сильно ошибусь, если скажу что всё античное искусство построено на пропорциях Золотого сечения. Это буквально всё - архитектура, живопись, скульптура, посуда, в конце концов. Это все равно, что сказать: "Леонардо да Винчи сомнительный художник, впрочем, у него есть не плохие работы".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-12 09:52 pm
но всё кроме комментария о золотом сечение, на которое кстати ложится картинка не вызывает протеста?

>>Я не сильно ошибусь, если скажу что всё античное искусство построено на пропорциях Золотого сечения.

в современном мире преувеличивают значение золотого сечения. Кстати, без обращения к справочной информации сможешь вспомнить что-такое золотое сечение?



(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolapic
2009-07-13 09:02 am
Дабы бесконечно не распыляться там, где это совершенно не уместно, я решил подвести небольшой итог нашей дискуссии, из которой вот какие выводы касаемо ваших взглядов выяснил.
Фотографии разделяются на два вида с сюжетом и без него. Фотографии с сюжетом вам вероятно интересны (что вы называете сюжетом я так и не понял). Творчество гениального фотографа Родченко вами было признано шлаком, как раз таки за “отсутствие сюжета”, и приравнивается вами к творцам кровью и калом. Энди Уорхол полетел туда же.
Слово “художественный” вы почему-то боитесь употреблять, связывая с тем, что это некая социальная форма восприятия, и лично к вам отношения не имеет.
Вы способны увидеть закономерности, причем даже математические, на таких изображениях, которые у меня ассоциируются со случайной и крайне не удачной фотографией.
Еще вы смело используете расхожие в бульварных изданиях фразы типа: “в современном мире преувеличивают значение золотого сечения”. Из чего я могу сделать вывод только о том, что вы абсолютно не разбираетесь в вопросе. Это я уже вам говорю как человек с высшим архитектурным образованием. Почитайте или посмотрите, что ли, Андреа Палладио, думаю, “ваше” мнение сильно поменяется.
Из всего выше сказанного следует, что наши с вами интересы не пересекаются ни в одной плоскости, а дальнейший диалог не возможен, и может привести, пожалуй, только к ругани, чего я не допущу не в коем случае.

За сим, откланиваюсь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2009-07-13 12:52 pm
>>Из чего я могу сделать вывод только о том, что вы абсолютно не разбираетесь в вопросе.

ну да, те кто не разбирается в вопросе, идут преподавать )

я прошу прошения, за то что говорил умными словами, меня зацепили рассуждения о квадратуре круга "А квадрат - это по сути упрощенная форма круга" такое может говорить или блаженный или мудрец... ну вот наверное ешё архитектор :)

мне нравятся ваши фотографии
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nelley
2010-03-09 03:47 am
Простите, а почему ромб - это квадрат со сторонами 2 на 3? У ромба ведь все стороны равны (углы между сторонами могут быть различными). Или я просто не поняла вашей фразы?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jattar
2010-03-09 07:34 am
не поняли
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: poletov
2009-07-13 12:52 pm
я последнее время пользуюсь пропорцией 16:9
при съёмке и получаю гораздо большее визуальное удовольствие
при результате, нежели от других пропорций.
(Ответить) (Thread)